Поиск |
|
|
Главная » Архив материалов
Уже на следующий год после основания Одессы - в 1795 году появился Вольный рынок специально для продажи жизненных припасов, затем, он стал Старым базаром, а еще позднее Толкучим рынком. Одновременно появляются Красные ряды (ныне Красный переулок) для продажи мануфактурных товаров и Греческий базар (ныне Греческая площадь и ул. К. Либкнехта). В 1789 году купцам Афанасьеву, Самарину и др. было дозволено строить каменные лавки на отдельном месте за Вольным рынком в сторону степи для продажи мяса и резки скота. В 1804 году по улице Н. Рыбной (ныне ул.Чижикова) строятся Рыбные ряды, а затем, на сегодняшней ул. Садовой – Садовые ряды. Греческий базар был построен в 1810 году архитектором Ф.Фраполи. История "Привоза" начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок. С тех пор он стал главным рынком Одессы. В 1913 году архитектор Ф. Нест
...
Читать дальше »
|
ОДЕ́ССА, портовый город на Черном море, областной центр Украины с 1932 г., в 1805–25 гг. административный центр Новороссийского края. В 1789 г., до взятия русскими войсками турецкой крепости Хаджибей (переименована в Одессу в 1795 г.), в ней проживало шесть евреев. После перехода крепости к России начался быстрый рост населения (в том числе и еврейского). В 1795 г. в Одессе проживало 246 евреев, переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы; были основаны хевра каддиша и талмуд-тора. В 1798 г. была образована община и построена синагога. Первым раввином Одессы был И. Рабинович (умер в 1815 г.). Около 1800 г. была открыта еврейская больница на шесть коек. В первой половине 19 в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы (в середине 1840-х гг. — около двенадцати тысяч, 20% населения; в 1855 г. — семнадцать тысяч, 21,7%) благодаря массовому переселению в Одессу как русских евреев, так и иностранных, преимущественно из Германии и Галиции, называвшихся «бродскими», так как многие из них были из города Броды. Они открыли крупные торговые дома; благодаря им стал повышаться культурный уровень евреев Одессы.
|
- Абрам, не пойму, почему все кричат: «Паваротти - талант! Ах, какой голос!» Он же фальшивит и картавит. - А ты что, был на его концерте? - Да, нет, мне вчера Моня напел. Идут по улице два еврея. Один тяжело вздыхает. Второй спрашивает: - В чем дело, Изя? - Ой, вот я сейчас иду на работу, а к моей Саре может прийти Зяма и переночевать! - Что вы, Изя! Сейчас же день, он не сможет переночевать! - Ой, вы не знаете Зяму - такой может и днем переночевать!
- Это правда, что в Одессе всегда отвечают вопросом на вопрос? - Кто вам это сказал?!
|
Первостроители города хорошо продумали "систему сообщающихся базаров", пронизывающих исторический центр по оси порт — Военная балка — Александровский проспект (бульвар). Одним из полюсов проспекта служил так называемый Греческий базар на Северной, или Александровской, площади (площадь Мартыновского, Греческая), а другим — Привозная площадь. Между ними располагались так называемые Гостиные ряды ("красные лавки"), вскоре получившие имена солидных купцов Протасова и Авчинникова, а затем эти два ряда и соседний стали называть по этническому признаку — Немецкий, Караимский, Еврейский и проч., — а также Старый базар (он же — Вольный рынок), простиравшийся от современной Успенской до Большой Арнаутской и далее узким коридором до Привозной площади, каковая самостоятельным рынком не была большую часть всего XIX столетия. По существу, Привоз составлял "отделение" Старого базара (так, в "Ведомостях одесского городского общественного управления" разных лет неоднократно читаем однозначное: "(...) на Привозной площади Старого базара"), предназначенное для торговли непосредственно с колес, а точнее — с возов, фур и проч. При этом торгующие с колес не платили ника
...
Читать дальше »
| |